Наверняка Вы уже посетили ближайшие к Вам магазины и наслушались советов продавцов-консультантов. Опросили всех знакомых водномоторников. Наиболее продвинутые посетили сайты фирм продавцов и проштудировали тематические форумы.
Вас наверняка удивило, что продавцы считают, что моторы, которые они продают самые лучшие, а моторы конкурентов это в лучшем случае модернизированные “Ветерки”. Странным наверно показалось, что все друзья хвалят именно свои комплекты, рассказывая о других моторах ужасные страшилки о проколотых бортах и сломавшихся моторах в 100 км. от цивилизации. Что ж, странного тут ничего нет.
Не хочу утверждать, что все, что Вы слышали наглое вранье, но надеюсь, Вы, как человек обладающий аналитическими способностями сумеете отделить действительно полезную информацию от обычной рекламы, не профессионализма и просто невежества. Я же попытаюсь в этой статье Вам в этом помочь. Начнем же мы с обсуждения такого вопроса. А зачем Вам это все нужно? Заметьте, что от ответа на этот вопрос будет во многом зависеть правильность Вашего выбора. Замечу также, что в этой статье мы рассмотрим только лодки из ПВХ, поэтому мощность мотора ограничим 30 л.с., длину лодки 430 см Итак, для чего
Вам нужна лодка с мотором? 1) Вы всегда плаваете один, по небольшим озерам или заливам. Скорость Вам не нужна и главное чтобы вес лодки и мотора позволял легко их переносить и быстро собирать в одиночку.
2)Вы охотник или рыбак. Плавать планируете вдвоем (может иногда втроем) и Вам необходимо переезжать на довольно значительные расстояния. Это самая популярная ниша лодок и моторов. Сюда попадают и те, кто несколько раз в год выезжают в Низовья Волги и люди отдыхающие на воде недалеко от города.
3) Вы хотите комфортно передвигаться экипажем в 3-4 человека.. Вас не пугает большой вес лодки и мотора (вас же много) и Вы хотите иногда выплывать на открытую воду (водохранилища или большая река) в нештормовую погоду.
Как не странно, но вариантов оказалось не так и много. И ключевым фактором оказалось число людей, которых Вы планируете перевозить. Замечу, что под перевозкой мы будем понимать плавание в “Глиссирующем режиме”. Что это такое и зачем это нужно попробую пояснить. Существует несколько режимов движения лодки. Первый это, так называемый “Водоизмещающий режим”. Он характеризуется большой площадью соприкосновения днища лодки с водой. Скорость лодки в таком режиме составляет до 15 км/ч
При дальнейшем увеличении скорости лодка, как бы выскакивает на гонимую перед собой волну, резко уменьшается площадь контакта днища с водой – лодка, как будто, идет касаясь воды только винтом мотора. При этом резко возрастает скорость, уменьшается нагрузка на мотор, в разы уменьшается расход топлива. Поэтому получается что в водоизмещающем режиме переходить на большие расстояния не экономично и медленно. И наша цель выбрать такой комплект, чтобы при значительных расстояниях и максимальной загрузке можно было двигаться в режиме глиссирования.
Первая задача, которую нам необходимо решить на пути выбора оптимального для Вас комплекта это выбор длины лодки. Многие начинающие водномоторники повторяют одну и туже ошибку, считая, что если они решили брать мотор определенной мощности, то и лодку надо выбирать так чтобы максимальная мощность мотора, устанавливаемого на нее, соответствовала выбранному мотору. Т.е. решая купить мотор мощностью 5 л.с. начинают выбирать между лодками размером 2,40-2,70 м Этот подход абсолютно неправильный. Запомните главные правила при выборе лодки
1) НА ВОДЕ БОЛЬШИХ ЛОДОК НЕ БЫВАЕТ. Или иначе, какая бы у Вас не была лодка всегда возникнет ситуация (количество груза, погодные условия и т.д.) когда размеров лодки Вам будет нахватать.
2) При прочих равных условиях бОльшая лодка обладает лучшими мореходными качествами (вес выводимый на “глисс”, управляемость, скорость) чем лодка меньшего размера. Для лодки длиной 240 см. максимально возможный двигатель 6 л.с. Если же установить этот двигатель на лодку длинной 340 см (для которой максимальная мощность 15 л.с.), то помимо возможности в будущем перейти на более мощный мотор без замены лодки Вы получите значительно больший вес, который будет “вытаскивать” данная лодка на глиссирующий режим, гораздо лучшую управляемость, не говоря уже об увеличении внутреннего пространства в лодке, что, поверьте, никогда лишним не бывает. Разумеется не все так просто. Сдерживающим фактором в выборе максимально возможной длины лодки будет выступать ее вес и цена. И если цена при увеличении длины возрастает незначительно, то вес растет довольно ощутимо. В таблице приведены наиболее популярные модели лодок у указанием их размеров, веса и цен (2007 год).
Вложение:
lodki.jpg [ 90.41 KiB | Просмотров: 5548 ]
Поясним некоторые моменты в обозначении моделей лодок. Индекс S или отсутствие индекса означает, что лодка имеет жесткие полы набранные из фанеры. Индекс AL обозначает жесткие полы из алюминия. Индексы AERO, AirDeck обозначают полы типа “аирдек”, представляющие себе сложную надувную конструкцию из ПВХ. Множество волокон связывающих слои ткани позволяют накачивать их до большого давления, делая достаточно жесткими. Остановимся на лодках с таким типом стланей подробнее, поскольку именно они наиболее подходят для нашего первого варианта эксплуатации – плавания в одиночку. Итак достоинства полов типа “аирдек”:
1) Меньший вес лодки. Экономия составляет 10-14 кг, что в некоторых ситуациях может стать решающим фактором в выборе.
2) Простота сборки лодки. Замечу здесь, что на сборку лодки с жесткими полами уходит обычно 20-30 мин. Сборка лодки с аирдеком занимает в два раза меньше времени.
3) Дополнительный запас плавучести. Хотя аирдек и не обладает большим объемом, одного человека продержать на плаву ему вполне под силу. Недостатки полов типа “аирдек”:
1) Меньшая жесткость пола и всей конструкции лодки. Так одному человеку еще можно довольно комфортно перемещаться в лодке стоя. Вдвоем в лодке с аирдеком делать это уже не только неудобно, но и опасно. Если на лодках с жестким покрытием можно спокойно ловить спиннингом стоя, находясь в лодке вдвоем-втроем, то на лодках с аирдеком это будет некомфортно.
2) Прочность покрытия. Палы “аирдек” требуют обязательного применения защитного покрытия. Это может быть кусок линолеума или резины. Известно много случаев, когда даже маленький судачок, упавший в лодку приводил “аирдек “ в полную негодность.
3) Ремонтно пригодность. Ремонт “аирдков” достаточно сложен и практически невозможен в полевых условиях. Связано это с большим рабочим давлением “аирдека” (800 мБар)
4) Цена. Лодки с “аирдеком” дороже на 10-15 процентов своих собратьев с жесткими полами. Исходя из всего вышесказанного область применения лодок с аирдеком – это лодки рассчитанные под одного человека, которому важно мобильность, скорость и удобство сборки. Размер лодки подходящей под эту задачу около 2,70 м. При этом ее вес составит 34 кг. Использовать лодки с “аирдеком” для рыбалки спиннингом вдвоем-втроем нецелесообразно из-за трудности осуществлять ловлю и вываживание стоя. Если задача ловить стоя или часто перемещаться по лодке перед Вами не стоит, то лодки с “аирдеком” могут стать неплохим выбором. Для людей же которые используют лодку, в основном, для рыбалки, а тем более для ловли на спиннинг наиболее подходит лодка с жесткими пайолами. Первое, на что надо обратить внимание при выборе производителя это плотность материала, из которого изготовлена лодка. Причем этот параметр важен не только как характеристика прочности ткани (что конечно тоже присутствует), а как вытекающее из нее давление, до которого накачиваются баллоны. А эта характеристика уже влияет на очень многие параметры. Во первых на общую жесткость лодки. Причем жесткость не только самих баллонов, но и пайолов (так называются полы в лодке), которые прижимаются стрингерами за счет давления баллонов с одной стороны и за счет килевого баллона, который давит на них снизу. Поэтому на лодках с недостаточно плотным материалом (как правило это лодки отечественного производства, где пытаются таким образом сэкономить) частенько бывают проблемы с “гуляющими” полами, а на некоторых даже были случаи ,когда лодка на волне просто складывалась пополам. Рассмотрим какие еще отличия существуют в конструкции лодок разных фирм производителей:
1)
Форма окончания баллонов у Баджера и Quicksilver позволяет лодке быстрее выходить на глиссирующий режим за счет меньшего дифферента на корму в переходном режиме. Лодка как бы опирается концами баллонов на воду, помогая двигателю преодолеть горб сопротивления мещающий выходу на “глисс”. Также такая форма баллонов уменьшает вероятность попадания воды через корму при резком торможении.
Вложение:
balon.jpg [ 10.42 KiB | Просмотров: 7198 ]
2)
Крепление банок (так мы будем называть лавки в лодке). Существует несколько вариантов крепления. У лодок Quicksilver банки вставляются в пазы на этапе сборке и при накачивании лодки придают дополнительную жесткость, как бы стягивая баллоны. Недостаток такого крепления – возможность, при сильном рывке вверх вырвать банку из места крепления и невозможность регулировки положения банке по длине лодки. У Кайманов банки крепятся через специальный паз в фанере, в который вставляется шнур из ПВХ приклеенный к бортам. Плюсом такой конструкции является возможность оперативной регулировки положения банки. Это же является и недостатком, поскольку двигаться вперед назад она начинает в самые неподходящие моменты. Например, на большой волне или при резком маневре. У Лидеров лавка вставляется в распор в специальные гнезда
Вложение:
banki.jpg [ 29.35 KiB | Просмотров: 5444 ]
3) Качество швов. Хочу обратить Ваше внимание, что качество швов у всех лодок из ПВХ вне зависимости от способа соединения (склейка, сварка и т.д.) очень высокие и обращать внимание на рекламные лозунги типа “сварка холодным ультразвуком” не стоит. Тем более, что практически все фирмы дают гарантию на швы от 3 до 5 лет.
4)
Диаметр баллонов. Этот параметр влияет на плавучесть лодки (чем больше диаметр, тем больше запас плавучести). Но с другой стороны, чем больше диаметр баллона, тем больше места он скрадывает во внутреннем пространстве лодки (так называемом кокпите). Поэтому при выборе размера лодки обращайте внимание не только на габаритные размеры, но и на размеры кокпита. Также нужно обращать внимание на форму носа лодки. У некоторых моделей нос очень острый. И получается, что эффективная длина кокпита лодок размером 360 см. сопоставима с лодками других производителей длинной 3,40 м.
Вложение:
Balon_lodki.jpg [ 114.07 KiB | Просмотров: 5442 ]
Очень часто при покупке лодки и мотора покупатели сталкиваются с проблемой недостаточной “совместимости” мотора и лодки. Проявляется это либо брызгами, которые залетают в лодку, либо подхватом воздуха на поворотах, либо неполной скоростью, которую развивает лодка. Решается эта проблема как правило изменением положения мотора на транце и связана с различным у разных производителей углом наклона транца и разной килеватостью днища в районе транца из-за которой высота установки мотора становится не оптимальной. Чтобы гарантировано избежать таких проблем рекомендуется выбирать либо комплекты производителя, который выпускает и лодки и моторы (например Suzuki-Suzumar, Mercury-Quicksilver) или приобретать комплекты, которые уже неоднократно опробованы и нареканий по ним не поступало. Некоторые из таких вариантов мы рассмотрим после того как обсудим выбор мотора.
А пока вернемся к нашей таблице и отметим какие лодки из моделей с жесткими полами наиболее популярны у каждого производителя.
Самая популярная лодка у Зодиака это модель 340S. К ее достоинствам можно отнести хороший материал и качество производства известного бренда, относительно малый вес для модели такой длины. Недостатком же является зауженный покрой носовой части и очень сильно, безосновательно завышенная цена, которую приходится платить исключительно за имя.
Торговая марка Quicksilver принадлежит корпорации Brunswick, выпускающей также моторы под маркой Mercury.
Плюсом моделей данной фирмы является хороший (плотный) материал. Как следствие лодки этой марки накачиваются до давления в 250 мБар и имеют очень хорошую жесткость.
Конические концы баллонов выполнены особой формы, что позволяет уменьшить время выхода на глиссирование и уменьшает шансы попадания воды в лодку.
Также большим плюсом является то, что цены на лодки QS выражены в долларах, в отличии от отечественных и европейских производителей которые считают в Евро. И за последние два года цены на продукцию QS и лодки отечественного производства практически сравнялись, при более высоком качестве и потребительских свойствах лодок Quicksilver.
Самой удачной моделью этой фирмы является лодка QS340S, которая является самой продаваемой лодкой под моторы мощостью15 л.с.
Лодки под маркой Кайман выпускает Питерская фирма “Мнев и К”. Из продукции этой фирмы можно обратить внимание на лодки размером 330 и 360 см.
Недостатком почти всех отечественных производителей является стремление сэкономить на материале и упростить конструкцию (например узел крепления транца к баллонам). Как следствие жесткость лодки из-за этого снижается и использовать лодки Кайман с моторами указанными как рекомендованные нежелательно.
Лодки Лидер также производятся в Питере. Наиболее популярная модель это Лидер 360. Эта лодка отлично ходит под мотором мощностью 25 л.с. И заметно превосходит по жесткости и надежности Кайман такого же размера
Недостатком лодок Лидер является очень трудоемкая процедура сборки-разборки из-за очень малых зазоров в элементах крепления пайолов.
Питерская фирма Баджер производит свои лодки на заводе в Корее. Самая популярная модель SD340. Недостатком лодок этой марки является большое количество брака, который правда, к чести фирмы, без проблем заменяется. Также недостатком являются недостаточно прочные стрингера – бывали случаи их деформации, и больший вес по сравнению с моделями других производителей.
Отличие лодок Suzumar в применении аллюминиевых пайолов, которые, к сожалению, не позволили сделать вес лодки намного меньшим, чем у конкурентов. Недостатком так же является довольно высокая цена по сравнению с продукцией других фирм.
На рынке присутствуют еще несколько производителей лодок (Yamaran (делаются на заводе Мнев и К по заказу дилеров Yamaha, Фрегат, Аэро). По мере накопления информации их характеристики будут добавляться в нашу статью.
Теперь перейдем к самому ответственному и интересному этапу – выбору мотора.
Выбор подвесного мотора/Первое с чем необходимо разобраться это какой мотор двух или четырехтактный наилучшим образом подходит для наших условий эксплуатации.
Многие из нас, наученные своим или чужим опытом прислушиваются к пословице “Скупой платит дважды”. Порой это происходит неосознанно и мы, приходя в магазин выбираем из двух моделей (например разных фирм) или из двух моделей одной фирмы ту которая подороже, надеясь на то, что ее достоинства по крайней мере пропорциональны цене. Нам даже трудно представить, что более дорогие вещи могут быть в чем то хуже дешевых. Похожая ситуация складывается и при выборе между 2-x и 4-x тактными моторами. Люди не могут осознать, что покупая более дорогой и более сложный мотор они делают ошибку. Чтобы этой ошибки избежать проанализируем достоинства и недостатки Четырехтактных моторов.
Начнем с достоинств: 1) Экономичность (расход топлива). На моторах малой и средней мощности практически не отличается от двутактных. На моторах мощностью выше 25 л.с. экономия довольно существенная. 2) Больший моторесурс. По разным оценкам ресурс 4-х тактных двигателей больше 2-х тактных на 30-40%, что примерно сопоставимо с разницей в цене. 3) Меньший шум. Имеет смысл только для двухцилиндровых и больше моторов (одноцилиндровые работают иногда даже громче своих двухтактных одноклассников). 4) На малых оборотах не забрызгиваются свечи. Очень важное достоинство при использовании двигателя долгое время в режиме малых оборотов (например при троллинге) 5) Экологичность. Выбросы вредных веществ а разы меньше двутактных моторов. Во многих странах из-за больших выбросов 2-х тактны моторы запрещены., что подстегивает производителей производить новые 4-х тактные модели.
Недостатки: 1) Возможность перевозки только в одно положении. На самом деле это и не недостаток вовсе, а так маленькое неудобство.
2) Больший вес. Только одно это обстоятельство делает 4-х тактные моторы менее интересными для надувных лодок, которые по определению должны быть мобильными. Заметим, что этот лишний вес не распределен равномерно по всей лодке, а приложен к центру тяжести мотора, который находится на некотором расстоянии за транцем лодки. Это обстоятельство довольно сильно ухудшает ходовые качества лодки и требует дополнительной правильной развесовки, чтобы при выходе на глиссирующий режим не было большого дифферента на корму.
3) Худшая динамика. Т.Е. при нажатии на газ скорость вращения коленвала увеличивается медленнее, чем на двухтактных моторах. В результате создается впечатление, что мотор не едет. А в сочетании с большим весом лодка с 4-х тактным двигателем развивает меньшую скорость и доставляет меньше удовольствия любителям погонятся.
4) Более требователен к бензину. Как правило для 4-х тактных моторов рекомендуется бензин не ниже 95-го.
5) Дорогой ремонт. Ремонт 4-х тактного двигателя (имеется в виду сложный ремонт) в несколько раз дороже аналогичного ремонта 2-х тактного.
6) Ну и конечно цена. Цены на 4-х тактные моторы выше в среднем на 35 процентов Таким образом, покупку 4-х тактного мотора можно порекомендовать только в случае если Вы планируете подолгу ходить на малых оборотах (например, заниматься троллингом) и вы не любитель погонять или если мотор установлен у Вас стационарно (что очень редко в рассматриваемом нами классе лодок). Во всех других случаях покупать 4-x двигатель нецеесообразно. Замечу также (чтобы у Вас не возникло ощущения, что двутактные двигатели не пригодны для троллинга), что никаких неудобств при троллинге на 2-х тактном двигателе Вы испытывать не будете. Единственно после получаса хода на малых оборотах необходимо проехать с большой скоростью, чтобы очистить образовавшийся нагар. Также эту проблему можно решить применением синтетического масла и применением разной пропорции смеси масла и бензина для троллинга и для переходов (правда это потребует дополнительного бака). Ниже приведена таблица моторов наиболее популярных производителей.
Вложение:
motor.jpg [ 281.06 KiB | Просмотров: 5486 ]
Нетрудно заметить, что многие моторы имеют одинаковый вес и объем цилиндров, но при этом имеют разную мощность (например, Mercury 4 л.с. и 5 л.с., 10 л.с. 15 л.с., Yamaha 9.9 и 15, Tohatsu 25 и 30). То есть на одном блоке собирается сразу по две модели. Сделано это с целью упрощения производства самих моторов и поставки з/ч для их обслуживания. Заметим что, как правило, моторы большей мощности работают в нормальном режиме, а у менее мощных моторов снижение происходит из-за применения в карбюраторе жиклера с меньшим диаметром и иногда изменением блока пластинчатых клапанов. Исходя из всего вышесказанного, между моторами одинакового объема и веса в линейке моторов нужно выбирать самый мощный. Проанализировав таблицу исходя из этого принципа видим, что число моторов из которых придется выбирать значительно сократился. У Mercury остаются модели 3.3M, 5M, 15M, 25M,30M У Yamaha 3AMHS, 5CMHS, 15FMHS, 25FMHS У Tohatsu M3.5 S, M5.0 S, M9.8 S, M18 S, M25 S У Suzuki 2.2S, DT15S, DT30S Моторы малой мощности (до 5 л.с. включительно) практически не отличаются по техническим решениям. Они упрощены с целью снижения веса. Моторы Yamaha 5 л.с. имеют более простую конструкцию в системе выхлопа отработанных газов (их выход осуществляется через отверстия над винтом). У Mercury 5M и Tohatsu M5.0S выхлоп осуществляется через ступицу винта, что позволяет незначительно снизить шумность двигателя. На самом деле Mercury 5M и Tohatsu M5.0S это вообще одинаковые моторы. Отличаются цветом капота и тем, что у Mercury помимо встроенного бачка идет внешний бак на 12 л.. У Tohatsu используется только внутренний бачок. Интересная модель на 9,8 л.с есть в модельном ряду Tohatsu. Собранная на базе блока 8 л.с. она имеет сравнительно малый вес (по сравнению с моторами 10 л.с. других производителей, которые сделаны на базе моторов 15 л.с.). Но его цена, к сожалению близка к моторам мощностью 15 л.с и поэтому эта модель имеет довольно ограниченный круг применения. Как правило люди купившие ее для плавания вдвоем вскоре меняют ее на более мощные модели. Наибольший интерес представляет сравнение моторов в самой интересной категории – мощности 15-18 л.с. Проанализируем достоинства и недостатки следующих моделей: Mercury 15M, Yamaha 15FMHS, Tohatsu M18 S, Suzuki DT 15S
1)
Сравнение начнем с сердца мотора – блока цилиндров.Вложение:
GolBloka.jpg [ 251.53 KiB | Просмотров: 5448 ]
Основное отличие в конструкции блоке цилиндров это конструкция коленвала. У Mercury коленвал полностью точеный и соответственно центральный подшипник разборный. И коленвал и подшипники доступны для заказа и с их заменой проблем не возникает. У Yamaha, Tohatsu и Suzuki коленвал сборный. Это обстоятельство очень сильно усложняет ремонт блока цилиндров этих моторов. При выходе из строя центрального подшипника отремонтировать (и что самое главное отбалансировать коленвал) даже в условиях сервисного центра практически невозможно. Приходится заказывать коленвал в сборе с подшипниками, что достаточно дорого. Причем если у Suzuki еще можно заказать только коленвал в сборе с коренными подшибниками (позиция 6 на рисунке), то у Tohatsu и Yamaha необходимо приобретать коленвал в сборе с подшипниками и шатунами (Позиция 1 для Tohatsu и позиция 8 для Yamaha). Так недавно все сервисные центры Москвы отказались ремонтировать годовалый Tohatsu M18S c проблемой в подшипнике коленвала. Владельцу было рекомендовано заплатить 300 Евро для замены коленвала в сборе или отправить мотор для ремонта в Финляндию.
2) Коробка передач и водяной насос.
Вложение:
korobka.jpg [ 469.08 KiB | Просмотров: 5432 ]
Самое слабое место в этой части двигателя это помпа и сальники расположенные на оси винта и приводного вала. Наибольшее число поломок коробки передач случается от попадания воды через сальники расположенные на оси винта. Причиной этого может быть либо искривление самого вала, вызванное ударом винта о подводное препятствие, либо, что наиболее часто встречается, сеть или леска намотанная на винт. Попадая на ось она очень быстро приводит сальник в негодность. Mercury, Yamaha, Suzuki применяют в этом узле по 2 сальнико (57-58, 44,12 позиции соответственно). Tohatsu почему то используют один (позиция 36). Поэтому вероятность выхода из строя этого узла у Tohatsu больше чем у конкурентов. Некоторые сальники могут идти бракованными прямо с завода. Suzuki и Tohatsu также сэкономили и установили только один сальник со стороны приводного вала (позиция 14 и 27 соответственно), что тоже надежности не добавляет. Mercury и Yamaha и на приводном вале используют по два сальника (позиции 24, 23) соответственно). Несколько упрощена конструкция помпы у Suzuki. Если у Mercury, Yamaha и Tohatsu крылчатка вращается в специальной гильзе (позиции 29, 12, 25 соответственно), которую можно при необходимости заменить, то у Suzuki крылчатка вращается прямо в корпусе водяного насоса ( позиция 1 ) и при замене крыльчатки приходится менять и сам корпус водяного насоса.
3)
Система пуска и карбюратор.Вложение:
sistema pitania.jpg [ 268.85 KiB | Просмотров: 5421 ]
Tohatsu, Suzuki, Yamaha имеют обычную воздушную заслонку, которая ограничевает подачу воздуха при пуске создавая, таким образом, обогащенную смесь. Mercury, помимо воздушной заслонки имеет оперативную регулировку ХХ и возможность впрыска топлива непосредственно в камеру перед запуском . Все это расположено на одной ручке (при вытягивании закрывается воздушная заслонка и впрыскивается топливо, при повороте регулируются обороты ХХ.). Такая система позволяет легко запустить двигатель при любой температуре окружающей среды.
4)
Переключение передач. Вложение:
fotomotora.jpg [ 54.66 KiB | Просмотров: 5440 ]
Наиболее удобная система переключения передач у мотора Mercury. Включение передач происходит при повороте ручки румпеля (для включения заднего хода ручка поворачивается в противоположную сторону). Yamaha расположила рычаг переключения прямо за румпелем, что конечно же удобнее, чем сбоку, но все же не позволяет управлять мотором одной рукой как на Mercury. Tohatsu и Suzuki имеют ручки переключения передач слева сбоку. Многие недобросовесные продавцы пытаются занизить достоинства переключения передач на румпеле у Mercury говоря, что этот узел ненадежен и часто выходит из строя. И что мол если бы это было так здорово, то все производители давно бы так и делали. По информации официального дистрибьютора Mercury случаев гарантийного ремонта этого узла у Mercury не зафиксировано. Т.е в надежности никаких сомнений нет, а вот по поводу других производителей ответили следующее: “Mercury владеет патентом на такую конструкцию и отдавать права на ее использование другим производителям пока не собирается.”
5)
Регулировка положения мотора относительно транца. Различают два вида регулировки. Это собственно угол установки двигателя к транцу в рабочем режиме и регулировка положения мотора для движения по мелководью. Регулировка положения необходима для выбора оптимально режима работы двигателя при разной загрузке лодки и применительно к разным условиям эксплуатации. При увеличении угла установки мотора, в общем случае, скорость судна возрастает, но увеличивается время выхода на глиссирующий режим. При уменьшинии угла максимальная скорость падает, а выход на “глисс” упрощается. В любом случае оптимальным будет режим при котором на глиссирующем режиме антикавитационная плита на моторе расположена параллельно поверхности воды. У моторов Tohatsu, Suzuki, Yamaha регулировка осуществляется с помощью штифта, который вставляется в отверстия и в который упирается двигатель в рабочем положении. Недостаток такого способа регулировки в том, что для того чтобы изменить угол необходимо поднять мотор, переставить штифт в другое отверстие и снова опустить мотор. Причем обычно такая регулировка требуется не на берегу, а на воде, где это сделать уже совсем проблематично. Также при этой операции легко потерять штифт который например у Tohatsu стоит 24$. Иначе регулировка положения сделана у Mercury. Для изменения положения мотора здесь необходимо передвинуть рычажок в положение, которое вы желаете и просто поднять и опустить двигатель. Все это выполняется одной рукой и даже без остановки двигателя. Другая необходимая характеристика мотора – это возможность движения по мелководью. У Tohatsu здесь только одно положение, которое можно включить нажав специальный рычажок при опускании двигателя. У Mercury и Yamaha положений регулировки несколько и включаются они попроще. Просто мотор поднимается до определенного уровня и в таком положении стопорится. Для выхода из этого режима на Mercury необходимо просто поднять мотор до конца и опустить, на Yamaha нужно отщелкнуть специальный рычажок. Выбор режима при движении по мелководью осуществляется по следующим принципам. Чем выше Вы поставите мотор, тем более мелкие участки сможете форсировать, но тем меньше будет скорость. Также необходимо контролировать, что вода поступает в водозаборник и система охлаждения функционирует нормально.
6)
Регулировка усилия поворота румпеля. Эта очень важная регулировка, влияющая на безопасность пассажиров и водителя. При небольшом усилии поворота, на большой скорости при отпускании румпеля двигатель резко поворачивается (за счет момента возникающего из-за вращения винта) и как правило водитель оказывается за бортом. Выходов тут два. Или всегда держаться за румпель или правильно отрегулировать этот узел. У Tohatsu, Yamaha, Suzuki регулировка осуществляется путем вращения болта, расположенного на боку под корпусом двигателя. Осуществлять эту регулировку на воде не удобно, да и не все возят с собой набор соответствующих ключей. У Mercury регулировка осуществляется поворотом специального рычага, расположенного в передней части двигателя. И позволяет как легко увеличивать усилии поворота (например на дальних прямолинейных переходах), так и легко ослаблять при, например, троллинге или при необходимости много маневрировать на небольшой скорости.
7)
Вес, объем, Мощность. Из рассматриваемых моторов Tohatsu имеет самый большой объем и мощность больше остальных на 3 л.с. Что это дает? Скорость практически не возрастает (она определяется шагом винта и рабочими оборотами двигателя), а вот вес который мотор сможет вывести на “глисс” должен увеличится. С другой стороны Tohatsu тяжелее своих конкурентов на 8 кг. Причем точка приложения этого веса находится не в лодке, а вынесена за транец, что в свою очередь уменьшает скоростьи вес выводимый на глиссирующий режим из-за увеличившейся нагрузки на заднюю часть лодки. Кроме того переносить мотор весом 42 кг. в одиночку уже некомфортно, хотя для двоих это проблем не составит. Самым легким мотором из рассматриваемых является Mercury. Он весит 34 кг. имея при этом объем даже больше чем у Ямахи (при весе Ямахи 36 кг.)
9) Вопросы сервиса. Одним из важнейших факторов при выборе мотора является наличие доступных сервисных центров и возможность быстрой поставки запасных частей. У Mercury существует развитая дилерская сеть практически во всех крупных городах России. Ремонт моторов, в том числе и гарантийный можно осуществлять у любого дилера вне зависимости от места приобретения мотора. Срок поставки запчастей 10-14 дней. Самые ходовые как правило есть на складе у каждого дилера.
У Ямахи ситуация несколько иная. Несколько дистрибьюторов имеют свои дилерские сети и не всегда дилеры делают упор на организацию сервисного обслуживания, тем не менее практически во всех городах можно найти сервис центры Yamaha. Срок поставки запчастей 14 дней.
Хотя Tohatsu и имеет дилерскую сеть сервис центров у них не много. Самый известный это “Мнев-Сервис” расположенный в Зеленограде. Здесь всегда в наличии запчасти на самые продаваемые у Tohatsu двигатели мощностью 9,8 и 18 л.с. Правда и здесь были случаи отказа в ремонте моторов с неисправными подшипниками коленвала с предложением отправить годовалый мотор для ремонта в Финлядию за 300 Евро. Еще один сервис центр по обслуживанию Tohatsu усть в компании “Альбатрос” в Москве. О сервисных центрах Tohatsu в других городах России у меня информации нет.
Дистрибьютор Suzuki расположен в Питере и сеть сервисных центров по России пока не развита. Ну и наконец в завершении статьи рассмотрим комплекты лодок и моторов, которые неоднократно были использованы и нареканий к их совместимости не поступало.
1) Кайман-330 / Tohatsu M9.8 S – лодка сделана из недостаточно плотного материала и вешать на нее мотор 15 л.с. смысла не имеет. С этим мотором же вполне можно ее эксплуатировать. Правда больше двух человек этот комплект на глиссирование не вытянет.
2) Quicksilver 340S / Mercury 15M – самый удачный комплект из рассматриваемых. Форма покроя носовой части лодки делает ее сравнимой по эффективной длине с лодками размером 3,60 м других производителей. Комплект оптимален для трех человек, хотя ловить на спиннинг все же удобнее вдвоем.
Обратим внимание, что некоторые люди путают модель Mercury 15M с моделью Mercury 15M SeaPro. Не знаю почему, но слова SEA, PRO и “коммерческая серия” действуют на некоторых людей магически. Что только мне не доводилось слышать про эти моторы. И что это специальная морская серия. И что у них все валы из нержавеющей стали и помпа чуть ли не золотая, а маховик так вообще титановый. Говорили, что ресурс этого мотора выше чуть ли не в два раза и что “убить” его практически невозможно. К сожалению, все это действительности не соответствует.
"К сожалению, все это действительности не соответствует. Сравнивая каталожные номера деталей видно, что и валы и детали помпы абсолютно идентичны. Единственно, что отличается это маховики, но это связано с тем, что на SeaPro установлен генератор. Так какие же отличия у моторов SEAPRO от моторов обычной серии, кроме цвета капота? Во первых у них отсутствует переключение скоростей на румпеле. Сделано это с целью упрощения узла переключения скоростей и увеличения надежности мотора. Заметим, что по данным сервисного отдела представительства Marine Power Europe случаев гарантийного ремонта узла переключения передач на румпеле зафиксировано не было. Поэтому говорить о ненадежности этого узла у моторов обычной серии нет никаких оснований. Во вторых у SeaPro отсутствует термостат. Это упрощает систему охлаждения. Но при этом затрудняется пуск мотора в холодное время года. В третьих на моторах серии Seapro установлен достаточно мощный генератор, который можно использовать для зарядки аккумуляторов и питания приборов освещения. Категорически нельзя подключать к выходу генератора устройства питающиеся от 12 Вольт без подключенного параллельно аккумулятора. Связано это с тем, что после генератора, никакой стабилизации напряжения не происходит – только выпрямление, и при отсутствии аккумулятора, выполняющего роль активной нагрузки напряжение на клеймах может достигать 100 вольт В четвертых у него упрощена система запуска. (отсутствует оперативная регулировка холостого хода и впрыск топлива в поплавковую камеру. В пятых в комплекте поставки SEAPRO идет набор инструментов и ремкомплект помпы. Что конечно же лишним никогда не бывает Таким образом мотор SeaPro сделан с целью максимально упростить конструкцию и обслуживание при интенсивной эксплуатации в .”коммерческом” режиме. Экономить же покупая моторы SeaPro и лишая себя преимуществ моторов обычной серии (переключение скоростей на румпеле, термостат, система запуска) по меньшей мере неразумно.
3) Кайман-360 / Tohatsu M18 S – Лодка недостаточно жесткая из-за материала и малого давления в баллонах для двигателя 25 л.с. Но довольно удачно сочетается с мотором 18 л.с. Если не обращать внимание на его недостатки по сравнению с другими моторами, то получатся очень неплохой комплект для двух-трех человек.
4) Лидер 360 / Mercury 25M – Лидер 360 уже без проблем, в отличии от Каймана, ходит под 25 сильным мотором. А Mercury 25M имеет все теже плюсы, что и 15М по сравнению с моторами конкурирующих фирм.
5) Quicksilver 380S / Mercury 25M – здесь используется еще более прочная лодка и мотор, под который она собственно и проектировалась. Идеальный комплект для 3-4 человек.
АНДРЕЙ ШАЛЫГИН