Мотолодка - это транспортное средство. По аналогии с наземным транспортом, говоря протокольным языком ГАИ, - это источник повышенной опасности. Но неприятность с вашим автомобилем на дороге не так страшна, потому как почти всегда есть возможность получить стороннюю помощь. Вода же для человека далеко не всегда оказывается дружественной стихией, а в ряде случаев - попросту враждебна, потому на водных просторах расчет нужно строить, исходя лишь из собственных сил и возможностей, и ни в коем случае, их, возможности, не переоценивать. Рассмотрим же некоторые вопросы безопасности с точки зрения штатного оснащения мотолодки, а также пути модернизации лодок для повышения их мореходности, обитаемости и общих эксплуатационных характеристик. Количество моторизованной рыболовной братии ежегодно растет просто в геометрической прогрессии. Демократичные (в том числе и по цене) плавсредства - мотолодки из ПВХ-материалов - ныне составляют большинство любительского маломерного флота страны. Значительно число и небольших пластиковых и металлических лодок отечественных и импортных производителей. Для подавляющего большинства водоемов пригодны лодки водоизмещением не менее 300 кг. ПВХ-лодки, начиная с размера в 3,6 м, позволяют достаточно безопасно ловить рыбу и совершать прибрежные плавания на крупнейших закрытых акваториях - Ладожском, Онежском и Чудском озерах, на Финском заливе. На этих же просторах уверенно себя могут чувствовать и владельцы жестких корпусов длиной 4-4,5 м и более - с тем условием, что они не будут выходить за рамки, определенные в графе "район плавания" в судовом билете. Для кого-то приобретенная лодка становится первой, и большинство начинающих сразу же видят себя "моторизованными". А это значит, что плавсредство ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ, а моторизованный рулевой - АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ. Кстати, по существующему закону человек, управляющий и лодкой, оснащенной электромотором (!), тоже должен иметь ПРАВА. Поэтому первый шаг - это курсы в ГИМСе и сдача экзамена на право управления. Второе. Большинство производителей на этапе продажи лодки в магазине в качестве опций предлагают отдельные виды услуг или приспособлений. Если лодка уже не первая, вы сами четко представляете, каким образом то или иное приспособление будет вам помогать или облегчать жизнь. Если же лодка первая и рядом нет гуру (сенсея, "заложника", в общем - опытного консультанта), с мнением которого вы считаетесь, и некому сказать и детально объяснить, зачем это вам потребуется на воде или на стоянке, не спешите обзаводиться усовершенствованиями. Отходите несколько рыбалок, посмотрите на окружение, не стесняйтесь на стоянке, на берегу (но не на воде во время рыбалки!) подойти и спросить. Вам всегда с удовольствием объяснят, все покажут и дадут потрогать руками. А вот когда вы уже поймете и осознаете, что это вам НАДО, делайте заказ специалистам или принимайтесь за дело своими руками. Дальше речь пойдет об оснащении всех небольших лодок, которые могут использоваться для рыбалки в прибрежных акваториях. С чего начнем? Как это ни покажется странным - открываем судовой билет и смотрим, что вам вписал инспектор ГИМСа при регистрации лодки. Именно этот отправной пункт вашей безопасности на воде - основная цель настоящей публикации.
Итак, по пунктам:
Индивидуальные средства спасения - по числу членов экипажа Речь, как правило, идет о спасательных жилетах. Иногда дается уточнение - "спасжилет оранжевого цвета". Подойдем к выполнению этого пункта с позиций практического применения. Во-первых, жилет должен быть сертифицирован для использования в качестве спасательного средства. Во-вторых, он должен быть соответствующего размера, быть удобным в застегнутом состоянии для одетого в него члена экипажа и не стеснять движений, а самое главное - должен быть рассчитан на поддержку конкретного владельца на плаву. Поэтому, приобретая спасжилеты, необходимо думать не только о себе - любимом (спасжилет № 1 - в соответствии со своими антропометрическими данными), но и о тех, кто будет в вашем экипаже юнгой, матросом или старпомом - спасжилет № 2. Естественно, спасжилет будет одеваться не на голое тело, поэтому какой-то запас регулировок еще должен оставаться. В-третьих, спасжилет должен быть укомплектован свистком для подачи звукового сигнала и, желательно, фонариком для подачи светового. Рекомендуется также нанести на спасжилет бортовой номер вашего судна. Если же вы используете не одно плавсредство, а несколько, или, к примеру, регулярно выезжаете как на своей лодке, так и лодке вашего приятеля, то представляется вполне логичным заготовить бирку с указанием ваших данных. Это - номера и типы используемых лодок, ФИО, адрес регистрации или проживания, номера телефонов. Защитите бирку от воды ламинированием и поместите в одном из карманов спасжилета, закрепив на материале с помощью, например, английской булавки. Этот спасжилет можно использовать на всех указанных в бирке корпусах. Говоря о спасательных средствах, не могу обойти вниманием и еще один аспект. Спасжилет - это минимально (!) необходимое средство, которое, к сожалению, трудно назвать универсальным. Объясню, почему. Начало навигации объявляется сразу после схода льда, а окончание - перед ледоставом. В этот период температура воздуха у поверхности воды и, соответственно, в лодке может быть близка к нулю градусов Цельсия. Для комфортного нахождения на рыбалке в качестве индивидуального спасательного средства может быть предложен костюм типа "поплавок". Это также будет соответствовать и требованиям ГИМС.
Использование спасжилета в лодке Он должен быть надет всегда и всеми находящимися в любой лодке - вне зависимости от навыков плавания экипажа, температуры воды и окружающего воздуха, когда лодка перемещается на максимальной скорости, особенно если в режиме глиссирования. Также всегда и на всех он должен быть надет при перемещении лодки по волне, особенно, если вы уходите от приближающегося шторма. Дети и взрослые, не умеющие плавать, могут снимать спасжилет только (!) на берегу. При низких температурах воздуха или воды жилет желательно носить постоянно, особенно учитывая, что он не продувается ветром. Во всех остальных случаях жилет должен быть легко доступен. И еще один аксессуар, который должен быть на спасжилете. Все импортные моторы оснащены страхующей чекой - устройством, размыкающим высоковольтную электрическую цепь мотора. В зависимости от ситуации, чека на шнуре может подсоединяться как к запястью, так и к спасжилету, освобождая при этом вашу руку. Для этих случаев на боку спасжилета со стороны мотора должно быть предусмотрено надежное крепление, типа люверса или петли - для крепления карабина чеки.
Немного об облачении Попутно скажу пару слов о рыбацкой амуниции. Что касается верхнего наряда и белья, они тоже должны соответствовать требованиям безопасности на воде. Практичная, легкая одежда - это физиологический комфорт и удобство, и если она при этом не мешает выполнять физическую работу - это хорошо. Если она защищает от брызг и дождя - вообще отлично. Свой рыбацкий гардероб каждый должен продумать и выбрать, исходя из климатических особенностей региона и особенностей рыбалки, учитывая и технические характеристики плавсредства. Тестирование или общие обзоры одежды и термобелья из флиса, полартека и мембранных тканей достаточно часто публикуются на страницах рыболовной периодики, но я хочу обратить внимание уважаемых коллег на другие детали. Первое - это головной убор. Он должен быть достаточно универсальным, чтобы защитить голову от солнца, т.е. солнечного удара. Необходимо помнить, что в ясную погоду на открытой акватории идет достаточно мощный поток отраженного от воды света очень широкого спектра, включая ультрафиолет. Головной убор должен достаточно плотно сидеть и не сдуваться ветром. Для этих целей возможна и какая-то дополнительная страховка - резинкой, шнурком или банданой. Желательно, чтобы имелся козырек, как у бейсболки. В качестве головного убора можно рекомендовать рыбакам в период вылета комаров и прочей кровососущей мошкары шляпу с противомоскитной сеткой. И второе - это очки. Они могут быть любыми: и просто пляжными, "солнечными", с затемненной оптикой, или с совершенно прозрачными стеклами. Но многолетний опыт показывает, что оптимальным решением для рыбака будут поляризационные очки. Хочу отметить, что ни цена, ни страна-производитель на способность поляризовать свет абсолютно никакого влияния не оказывают. Она, поляризационная способность, либо есть, либо ее нет. О тестах различных стекол и пластмасс известно уже достаточно, поэтому ограничусь лишь несколькими общими замечаниями: - очки должны хорошо и удобно сидеть, чтобы не утомлять ни какую часть вашей головы (нос, глаза, уши). В солнечную погоду на воде в них лучше пребывать целый день; - форма оправы - важный аспект. Не стоит гнаться за модными, гламурными оправами. Обратите внимание на максимально плотное прилегание оправы к лицу, чтобы зазоры были минимальны. Любой, пойманный даже боковым зрением "зайчик" под конец рыбалки может напомнить о себе "песочком в глазах", как от электродуговой сварки. Даже если не будет "песка", запросто снизится общая чувствительность и повысится усталость глаз. Особенно сильно устают незащищенные глаза, если приходится идти против солнца при небольшой ряби на воде. А если вечером еще пару часов необходимо быть за рулем автомобиля? - оправа очков должна быть прочной - это физическая защита глаза. При перемещении на скоростях глиссирования 7-10 и более метров в секунду последствия от попадания в глаз постороннего предмета, пусть даже небольших размеров (мошка, комар или жучок), особенно в узких местах реки или при следовании вблизи судового хода - могут быть очень болезненными, а подчас - трагическими; - цвет стекол особого значения не имеет. Главное - чтобы он нравился вам и подходил под особенности вашего зрения. Общий подход такой: если яркое солнце - необходимо что-то просто дымчатое, серое, коричневое, максимально снижающее световой поток; если есть туман (особенно - ранним утром или к вечеру) - используется желто-оранжевая гамма. В последнем случае ко всем прелестям поляризационной оптики добавляются повышенная четкость и контрастность изображения, как при свете желтых противотуманных фар автомобиля. Кстати, такие очки вполне подходят и для автоводителей; - небольшое дополнение - ремешок страховки, одевающийся на дужки. Его форма и размер - это выбор владельца, а его наличие оберегает от нежелательного ныряния очков в воду в самый неподходящий момент.
Бортовой номер Записанный в судовом билете номер вашего плавсредства нужно нанести на борт. Цитирую требования ГИМС: "Бортовой номер наносится несмываемой контрастной краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должны быть не менее 150 мм, ширина линии букв и цифр - 15-20 мм". В свете последних рекомендаций ГИМС надлежит также иметь государственные регистрационные номера и на внутренней поверхности борта. Учитывая, что размер знаков при этом не оговаривается, номер просто должен быть четким и хорошо читаться, а раз не указывается обязательное место их нанесения, то вполне допустимо написание спиртовым фломастером или маркером в носовой части судна. Если в планах модернизации лодки у вас предусмотрена установка носовой защиты или одного из вариантов носового тента, то необходимо помнить следующее: когда какая-то конструкция закрывает регистрационный номер, тот нужно продублировать на этой же конструкции. Условия нанесения номера и размеры знаков остаются теми же, что и при нанесении на борт судна.
Варианты нанесения знаков 1. С помощью трафарета, который можно вырезать из плотной бумаги (ватмана). Плотно прижав его к поверхности лодки, нанести краску либо тампоном, либо из аэрозольного баллона, либо аэрографом. Трафарет можно выполнить и прямо на борту, написав предварительно номер карандашом, обклеить его по контуру бумажным скотчем, нанести краску любым способом, а затем снять скотч. В качестве достаточно стойкого красителя как по ПВХ-материалу, так и по стеклопластику и металлу можно рекомендовать баллоны с так называемым "антигравием" или "Body 950". 2. То же самое можно выполнить не по борту лодки, а на куске материала (скажем, армированного ПВХ - такого, как используется для производства уличных банеров). Затем уже на люверсах, на двухстороннем скотче или каким-то иным способом закрепить материал на борту лодки.
3. Еще один вариант - для тех, кто очень торопится: номер можно нанести водостойким спиртовым фломастером (маркером). Отмечу, что это при условии, когда есть навыки каллиграфии или опыт работы в оформительском деле. Но данный способ не гарантирует необходимой стойкости изображения. Краситель достаточно быстро на солнце выцветает - и необходимо не реже раза в месяц - два подновлять надпись.
4. Самый красивый - номера, вырезанные из пленки, изготовленной по технологиям DC-fix, Alkor или Oracle и наклеенные на хорошо очищенную (обезжиренную) поверхность баллона (борта) лодки. В крупных городах изготовление таких номеров можно заказать специализированным фирмам. При некоторых навыках владения линейкой, карандашом и скальпелем - можно сделать самому. Об этом варианте - чуть подробнее. Самый простой путь - набрать в Microsoft Word бортовой номер вашей лодки наиболее простым рубленым шрифтом - например, Lucida Sans Unicode. Задать размер шрифта от 600 pt (пунктов), что будет соответствовать примерно 150-155 мм, и напечатать цифры номера на принтере . Затем аккуратно скальпелем, ножницами или лезвием бритвы вырезать цифры и приложить с обратной, бумажной стороны самоклеящейся пленки. Необходимо при этом помнить, что знаки надо приложить обратной стороной, т.е. зеркально отраженными . Эти знаки по контуру обводятся карандашом или фломастером, затем вырезаются из пленки скальпелем или ножницами . После этого готовим поверхность борта лодки для наклейки номера. Если имеем дело с ПВХ, то для начала работ лодку необходимо накачать до рабочего давления, потом обезжирить место приклеивания номера подручными растворителями - бензином или спиртом. Для упрощения приклейки вырезанных букв можно мягким карандашом по линейке провести линию, вдоль которой будут они размещены. Линию можно провести и по верхнему, и по нижнему контуру букв и цифр, а ориентироваться по уровню "привального бруса". Также карандашом можно разметить расстояние между знаками . Если лодка с жестким корпусом, то может потребоваться шлифовка поверхности мелкими (бархатными) наждачными бумагами - для удаления неровностей и шероховатостей. Если предстоит приклеить номер на шлифованный металл или гелькоут (защитно-декоративное полиэфирное покрытие на стеклопластиковых лодках), о просто обезжирить поверхность, как и в случае с ПВХ. Сразу хочу предупредить о возможных негативных последствиях этой самостоятельной работы. Применяемые в настоящее время в судостроении ПВХ-материалы немного растягиваются при накачивании баллонов. Пленка, в свою очередь, растягивается незначительно. Имеющиеся в продаже пленочные покрытия дают, как правило, отличный результат только в том случае, если после наклейки на надутый баллон были выдержаны в таком состоянии 30-40 часов, т.е. до полного высыхания - точнее, полимеризации на воздухе клеевого состава. Если, не дождавшись полного высыхания клея, лодку упаковать в транспортировочную сумку, то нельзя исключать возможность частичного отслоения наклеенного на баллон номера. Учитывая эти последствия, можно продублировать контур знаков, аккуратно обведя водостойким фломастером, маркером или стеклографом по контуру приклеенных знаков. Если пленка "отскочит", внутри сохранившегося контура знак можно закрасить фломастером. Следующая запись в судовом билете - это якорь.
Источник: журнал "Спортивное рыболовство № 3 - 2007г. Автор статьи: В. Соколов"
|