Перед покупкой мотора вас часто мучает вопрос, что лучше? Это главная головная боль которая встречается еще до покупки. Ее проблема состоит в том, что вы не знаете особенности тех моторов, среди которых ищите подходящий себе. Сейчас я постараюсь помочь вам определиться в выборе.
Первым делом определимся с типом мотора.
Есть моторы как двухтактные, так и четырехтактные. Двухтактные отличаются от четырехтактных системой работы, а так же разной спецификой смазки. В четырехтактных масло заливается в картер, как в машине, его не нужно размешивать с топливом или заливать в инжектор.
В двухтактном масло заливается либо в бачок масляного инжектора (в основном двигатели мощнее 30 л.с.), либо размешивается прямо в топливном баке. Четырехтактный более экономичен и более долговечен. Долговечен он не на много, а экономичность в значительной степени проявляется на малых и средних оборотах. На повышенных оборотах экономия сказывается не так сильно. В то же время четырехтактник более тяжел, нежели двухтактник. Четырехтактный ПМ имеет еще несколько "лихорадок" на боку его не вози, не опрокидывай через борт, а когда опускаешь двигатель на место обязательно дай маслу стечь со стенок картера.
Как показала практика экономичность на повышенных оборотах не столь велика,. как может показаться.
Четырехтактный ПМ экономичнее двухтактного еще и в расходе масла. К тому же он менее шумный, чем его двухтактный собрат, но опять же , это небольшой аргумент, на мой взгляд, к качеству двигателя. Самое главное - надежность, экономичность, удобство, а шум можно и потерпеть или на крайний случай вставить вату в уши.
Итак, попробуйте определиться, что вам нужно? Легкий или тяжелый? Экономичный или менее экономичный? Шумный или менее шумный? Неприхотливый или менее неприхотливый?
Добавлю, четырехтактный двигатель хуже заводится в мороз, т.к. масло загустевает и маховик очень трудно провернуть. Было замечено, что с одинаковым маслом четырехтактники по-разному заводятся в мороз! Одним даже маховики не провернуть, другие отлично "схватывают" с одного рывка...странность здесь есть.
В таких объемных вопросах пожелаю вам разобраться быстро, страшнее будет другое
Вообще-то четырехтактные ПМ более подходят для человека, кому важен престиж и максимальная экономичность. Все остальное его не интересует. Я же являюсь ярым приверженцем двухтактных ПМ, за их простоту, малый вес и динамичность. Все остальное для меня не играет большой роли, т.к. я не вижу смысла в меньшей шумности четырехтактника. Я не охотник, может мне и не понять. Экономичность? Не столь велика разница, чтобы жертвовать весом двигателя. Страна у нас, на каждом шагу соседи наровят с двигателя свечи снять и песка в цилиндры насыпать. Поэтому приходится двигатель после каждой рыбаки заносить домой, подалее от "благодетелей". Вес для кого-то - ген.ориентир, т.е. основной ориентир, по которому производится выбор типа двигателя. Для нас это актуально, а кто-то подвесник вообще с плавсредств не снимает, им это не важно.
Переберем фирмы движков и рассмотрим двухтактные ПМ мощностью до 30 л.с. Я постараюсь рассказать вам максимально известные мне факты, услышанные как от частных пользователей, так и от фирм-дилеров и т.п.
Mercury.
Это самая, пожалуй, известная фирма по производству подвесных моторов.
Не грешно заметить, что эти двигатели с успехом распространяются по всем странам земного шара Американская береговая охрана, российская рыбинспекция, арабские террористы... одним словом, все увидели в этих движках то, что считают ключевым по отношению к ПМ.
Как выясняется, основная масса потребителей любит Mercury/ Mariner за надежность и неприхотливость. На все остальное можно закрыть глаза. Не столь великая цена по отношению к японским собратам позволяет Mercury успешно распространяться среди потребительского населения. Mercury действительно хорошие двигатели, их практически публично не ругают. Надежность и неприхотливость - основные качества этих двигателей (Правда Mercury/Mariner 4-5 имеют пластиковую ручку переключения передач, это единственная стремная деталь).
Трудно сказать, какие двигатели могут быть достойной альтернативой Mercury? Возможно Yamaha, но ее цены получают одобрение только в Арабских Эмиратах.
Johnson
Скандальные двигатели. Они с одной стороны являются по словам создателей - самыми лучшими, по словам БЫВШИХ владельцев - нехорошими двигателями. Как говорится единства нет ни в чем, так и здесь. Часто одному попадается качественный двигатель, он и служит ему срок и не подводит. А часто начинает сыпаться сразу после покупки. Возможно в "джонсонах" и объединено качество непостоянства качества продукции.
Слишком высоко фирма думает о своей продукции и хорошо преувеличивает сами двигателя. Johnson - издревле был конкурентом Mercury Marine и всячески пытался оставить Mercury позади. Но с какой бы стороны не пыталась эта фирма обойти Mercury, все равно результат остается в пользу Mercury. Я знаю порядка 5-6 человек, которые имели джонсоны, а так же имели проблемы с этими двигателями. Карбюраторы были не тронуты и требовали настройки, двигатели поступали с практически незакрученными болтами и гайками. Основной проблемой являлся на тот момент карбюратор, который часто барахлил. Не буду приводить конкретные примеры, боюсь ошибиться, чтобы это не сыграло отрицательно на настрое ко мне автора цитируемых строк. Знаю только, что о поломках Johnson-ов я знаю больше, чем о поломках других ПМ.
Suzuki.
Хороший двигатель. Он обладает высокими техническими характеристиками, что ставит его на высокое место. Японцы всегда отличались завидным дизайном, качественным выполнением и техническими характеристиками. Высокая цена обсуловлена дизайном и скорее всего именем. По настоящему отпускная цена ПМ с завода Suzuki ниже чем отпускная цена Selva.
Мне кжается здесь большую роль в цене играет ее престиж среди ПМ в России. Фирма последнее время стоит на месте не выделяется в новинках. Надежность двигателей высокая, трудно сказать мне и о других качествах, т.к. с этими двигателями больших разговором не было. Но добавлю, надежность и неприхотливость с виду меньше впечатляет нежели Mercury.
В общих чертах двигатель выполнен очень качественно, поломок крайне мало, да и то по мелочи. Наши знакомые если и берут, то только новые ПМ, за какой-то срок двигатели ломаются, но по мелочи или из-за самих эксплуататоров. Не проходит и 4-5 лет, как двигатели продаются, поэтому с дальнейшей судьбой двигателей мы знакомы крайне мало. Если не любить этот двигатель он может попросту сломаться, а нужные детали для Suzuki идут очень долго и уж тем более не имеются в наличии.
Yamaha.
Эти двигатели максимально просты и очень надежны. Ямаха всегда отличалась высокими характеристиками, соединенными в одном двигателе. Любимые двигатели в Арабских Эмиратах, где цены на двигатели очень низкие, это сузуки и ямаха.
Маломощные двухтактники Ямахи очень просты. Эти двигатели по продажам занимают первое место в Японии. Промысловики используют только ямаху, т.к. она не подводит (практически) и очень неприхотлива к условию эксплуатации. А так же не так скоро начинает сыпаться, как это делает Johnson. Однако , с учетом хорошей продаваемости Mercury на территории России, я не поленился опросить большинство питерских фирм на вопрос надежности, регистрации поломок и т.п. Выяснилось, что ямахи ломаются по отношению к Mercury, как 2 : 1, по отношению к американцу. Т.е. ямахи все же ломаются чаще. Но в это входят все поломки в общем. Т.е. вина владельца тоже учитывается. Поэтому, очень возможно, что ямахи ломаются в большинстве своем от рук владельца, нежели сами по себе, поэтому и проигрывают более металлонизированному янки. Японцы всегда старались максимизировать продажи, т.к. эта экспортная страна, она без этого не проживет. Поэтому, японские заводы обязаны делать все хорошо, иначе страна пропадет окончательно. Поэтому, на японские товары, в том числе и ПМ максимально скидываются цены. Технические характеристики - на высоте, вес по отношению к мощности - идеальная комбинация. Однако...как только данные двигатели доходят до России, цены сильно возрастают. И в магазинах мы можем наблюдать "престижные" двигатели из-за своей цены. Это далеко не так ! Повторюсь, престиж возникает из-за недоступности чего-либо, высокой цены. То что у нас считается престижным, за рубежом - дешевым и обычным, а престижным считается то, что у нас недобирает место в рейтинге.
Понятие престиж контролируют наши дилеры и перекупщики.
Немного отвлеклись на другую тему, но это не по пустяку, поэтому не страшно.
У меня к японцам хорошее отношение, поэтому для меня роднее "японец" нежели "американец".
TOHATSU.
Законное второе место по продажам в Японии отведено ПМ Tohatsu. Идеальное соотношение малый вес/ мощность. Эти двигатели все больше и больше начинают появляться на российском рынке. Малый вес делает двигатель привлекательным для покупателя, которым важен вес. А высокая мощность по отношению к весу позволяет испытать максимально высокий скоростной режим. Малый объем снижает двигателю ресурс и делает его форсированным. Двигатель имеет небольшую цену, что позволяет ему быть на хорошей рыночной позиции.
Двигатели до 8 л.с. - аналоги двигателям Mercury и отличаются от них разве что дизайном. Лучше сказать Mercury до 8.л.с. - аналоги ПМ Tohatsu. Поэтому нехваткой надежности двигатели не страдают. Экономичность удовлетворительная, шумность не столь велика. Детонация на низких оборотах сильно зависит от качества топлива. Меньший вес по отношению к таким же по мощности аналогам делает двигатель для некоторых более привлекательным.
Еще не менее интересный момент. Mercury Lightning является аналогом Tohatsu, только с несколько другим дизайном. Немного отличается зажигание и фирма стартера. Интеренсо было заметить, в представительстве Mercury Marine в СПб, очень плохо отзывались о Mercury Lightning, толком не говоря ничего. Однако "тохатсу" оказался надежным, простым, неприхотливым и хорошим мотором...интересно, на что оперались спецы из фирмы? Даже на инструкции к Lighting-у внятно на первой странице написано TMC (Tohatsu Marine Corporation).
Selva.
Не столь дорогой двигатель на нашем рынке уже успел завоевать сердца российских покупателей.
Эта цена позволяет сделать эту фирму конкурентоспособной . На ПМ селва нет наворотов, двигатели имеют строгий вид и довольно привлекательный дизайн. Простые, надежные, неприхотливые двигатели селва уже успели вписаться в жизнь водно-моторников. Для кого-то именно селва - это переходное звено от отечественных Вихрей к зарубежным "коням". В СПБ селву можно отремонтировать за очень короткий срок, на маломощные двигатели запчасти имеются в наличии. Вообще, если ориентируетесь в Вихрях, селва будет тоже вам по плечу. Ничего сложного, фирма сохранила консервативные взгляды и пока не торопится выступить с новинками. Селва по деньгам является лучшим двигателем по соотношению цена/качество. У большинства российского населения складывается ложное мнение, будто селва некачественный двигатель и цена у него может быть низка. Но если сослаться на то, что отпускная цена селв с завода выше отпускных цен с завода сузуки ... подумайте прежде чем подумать. По настоящему, селва конечно же отстает во многом от более известных и престижных фирм по техническим характеристикам. Нет, селва наверное не станет престижным двигателем для обеспеченных покупателей из-за низкой цены своей. Это и хорошо, т.к. для многие не престиж главное, а надежность. Я думаю в этом смысле селва может посоревноваться со многими своими конкурентами. Смущает лишь одно, 95 бензин. Но даже наш разбавленный 95 устроит двигатель. Я полностью уверен, что двигатели селва рассчитаны и на меньшее октановое число, но его специально подняли в инструкции, из расчета того, чтобы исключить неисправности связанные с применением некачественного бензина. В принципе - это верная политика. 95 разбавляют у нас не так сильно как 76, это уже радует. Цена Selva 6 в питерском представительстве идентична самой низкой цене на Mariner/ Mercury 5. Я бы все же выбрал маринер 5-ку, хотя бы потому что морально американцы делают качественнее Италии. Нет, я не отношу селву к худшим двигателям, просто у населения именно такое мнение. Другое дело важный параметр - мощность, если 6 будет достаточно, а 5 не хватать, то лучше конечно взять селву. Селва может быть и лучше маринера, надежнее его, здесь спорить можно долго, так же долго как Америка будет являться державой в плане ПМ.
Итак, я постарался ознакомить вас с продукцией нескольких зарубежных фирм - производителей. Я основывался на статистиках, предложенных мне фирмами, которые имеют данный профиль в СПб. Собрав всю информацию в голове воедино, интересно было заметить, что разницей статистики поломок особенно не выделялись, все было примерно одинаково. Johnson ругали подавляющее большинство фирм, да и фирма имеющая профиль по продажам джонсонов особенно не выделялась в громких словах.
Из всего вышесказанного, могу дать пару советов по выбору. Для тяжелых условий эксплуатации лучше брать Mercury/ Mariner или Yamaha. Для тех, кому важен вес, простота и в то же время качество, лучший вариант - Tohatsu. Кто не имеет у себя в распоряжении много средств и хочет хороший двигатель, лучше Selva. Если хочется престижа, можно выбрать что-либо между Suzuki и Yamaha. А кому нравится дизайн Johnson-а, тот может приобрести и его, хотя у меня к нему скептическое отношение и советовать его я никому не буду.
Сергей Петров